День дипломатического работника России
10 февраля в России отмечается День дипломатического работника, учрежденный 31 октября 2002 года Указом Президента Российской Федерации по случаю 200-летнего юбилея Министерства иностранных дел России. Учреждение праздника свидетельствует о высоком общественном признании профессии дипломата, о важной роли отечественной дипломатической службы.
История отечественной дипломатии имеет древнее происхождение и восходит к первому двустороннему акту IX века - Договору «О мире и любви» с Византийской империей 860 года, в результате которого Русь впервые получила международное признание. Сама дата праздника связана с созданием 10 февраля 1549 года Посольского приказа − первой в истории нашей страны государственной структуры, ведавшей иностранными делами. Тогда Иван Грозный передал в ведение подьячего Ивана Михайловича Висковатого, впоследствии думного дьяка, все «посольское дело». И.М. Висковатый за короткое время сумел привести в порядок посольские документы, разобрал и систематизировал обширный царский архив, создав описи архивных документов и проведя учет используемых деловых бумаг. Так сформировалась Посольская канцелярия, которую вскоре нарекли приказом.
Помимо внешних сношений Посольский приказ, ведал иностранными купцами, занимался выкупом и обменом пленных, управлял рядом территорий, заведовал почтой, сбором таможенных и других налогов.
Служащие Посольского приказа располагались по карьерной лестнице, ведущей от подьячих («молодых», «средних» и «старых») к дьякам. «Старые» подьячие возглавляли появившиеся в приказе территориальные отделы — повытья. Три повытья занимались сношениями со странами Европы, два — с азиатскими государствами. Дьяки принимали привезенные послами грамоты, вели предварительные переговоры, присутствовали на приемах иностранных дипломатов, проверяли проекты ответных грамот, составляли наказы послам и приставам, возглавляли посольства.
В XVII в. были учреждены первые постоянные дипломатические представительства России в Швеции (1634) и Речи Посполитой (1673). Параллельно с XVI в. начала складываться система рангирования диплома-тов. В документах упоминались великие и легкие послы, посланники, посланные, посланцы и гонцы.
В Посольском приказе на высоком уровне находился отдел переводов. Устные переводы осуществляли толмачи, письменные — переводчики. Часто их набирали из иностранцев, находящихся на российской службе, или побывавших в плену русских. Нередко для изучения иностранных языков и приобретения навыков дипломатического этикета выходцев из боярских семей посылали на выучку за границу. Это заложило прочные основы системы подготовки дипломатических кадров.
Формирование современной дипломатической службой, а именно — государственной службы внешних сношений и системы постоянных дипломатических представительств России в других странах, произошло лишь во времена правления Петра I.
Только с его приходом утверждается понимание дипломатии как системы взаимоотношений между суверенными государствами, основанной на взаимном обмене постоянными дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего правителя.
Во время своего правления Петр I реформирует государственную власть и государеву службу, осуществляет секуляризацию государственного устройства, подчиняет церковь государственному Синоду, переходит на принципы концепции европейской дипломатической системы. Все это позволило интегрировать страну в нее и превратить Россию в активный фактор европейского равновесия.
Вскоре после вступления в Северную войну Петр I преобразовал Посольский приказ в особую дипломатическую канцелярию — Посольскую походную канцелярию. Новшество заключалось в том, что ведение всех внешнеполитических дел царь, находясь в походе, он брал на себя.
Окончательное устройство Коллегии иностранных дел России последовало только в 1720 г. на основе «Определения Коллегии иностранных дел». Руководство ведомством осуществлялось на коллегиальных началах. Первым президентом Коллегии иностранных дел России был назначен Гаврила Иванович Головкин. Члены коллегии назначались Сенатом. В центральном аппарате коллегии помимо обслуживающего персонала, работало 142 человека. За рубежом находилось 78 человек. Чины служителям присваивал Сенат. Все чиновники приносили присягу на верность царю и Отечеству.
По мере совершенствования центрального внешнеполитического ведомства учреждались новые постоянные российские дипломатические и консульские представительства: дипломатические миссии (Австрия, Англия, Голландия, Испания, Дания, Гамбург, Польше, Пруссия, Мекленбург, Турция, Франция, Швеция), консульства (Бордо (Франция), Кадис (Испания)), дипломатические агенты и аудиторы (Амстердам (Голландия), Данциг (ныне Гданьск), Брауншвейг (Германия)), временные миссии (Китай и Бухара); специальный представитель (при калмыцких ханах).
После Петра I сфера деятельности русского Посольского приказа была значительно сужена. О своей деятельности Приказ должен был еженедельно докладывать в столичную Коллегию. В 1726 г. Екатерина I учредила состоящий из преданных ей людей Тайный совет. В его состав вошли главы иностранной и военных коллегий. Совет стал играть определяющую роль в выработке и проведении внешнеполитического курса. Коллегия иностранных дел по сути превратилась в исполнительную канцелярию при нем.
В январе 1779 г. был издан указ, определивший штат коллегии иностранных дел и оклады высших чиновников. Число прочих канцелярских чинов и служителей в штате не оговаривалось. Одновременно со штатом центрального аппарата был утвержден штат загранучреждений. Как правило, он был небольшим 2—3 человека. В обязательном порядке в них входили глава представительства и его секретари. Звание посла было присвоено лишь русскому представителю в Варшаве. Большинство же русских представителей за границей именовались министрами второго ранга. Некоторые представители назывались министрами-резидентами.
После присоединения в 1783 г. Крыма к России было положено начало институту консульств. В Средиземноморье и европейских странах возникла развитая сеть российских генеральных консульств, консульств, вице-консульств. Их возглавляли наиболее уважаемые дипломаты, квалифицированные и высокопоставленные служащие Коллегии иностранных дел. Главами консульств могли быть не только русские, но и иностранные подданные.
Времена наполеоновских реформ затронули и государственную службу России. Прежде всего был осуществлен переход от системы коллегий к системе министерств. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия. 8 сентября 1802 г. Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров. Коллегии, в том числе и Коллегия иностранных дел, были расписаны между министрами, при которых для сношения с коллегиями были учреждены соответствующие канцелярии. Сейчас такие канцелярии называют аппаратами министров.
С этого времени и берет начало существование современного Министерства иностранных дел России. Именно тогда появилось это новое ведомство, сформированное императором Александром I наряду с Кабинетом министров и другими министерствами.
Сейчас Министерство иностранных дел Российской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в области отношений нашей страны с иностранными государствами и международными организациями. Оно подведомственно Президенту Российской Федерации. На сегодняшней мировой арене российская дипломатия решает большое число первостепенных задач по реализации внешнеполитического курса нашей страны, дальнейшему укреплению политического, экономического, культурного взаимодействия со странами мира, развитию стратегического партнерства при одновременном твердом отстаивании национальных интересов России.
В настоящее время насчитывается 39 территориальных органов Министерства иностранных дел Российской Федерации в субъектах Федерации.
21 марта 1998 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации было учреждено Представительство МИД России в г. Архангельске, территорией деятельности которого является Архангельская область и Ненецкий автономный округ. В 2023 г. Представительство отметило свое 25-летие. В задачи представительств входят: обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и установленного порядка координации международных связей субъектов Федерации, содействие структурным подразделениям МИД России, дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, обеспечение взаимодействия МИД России с органами государственной власти субъектов Федерации, информирование их на регулярной основе по основным вопросам внешней политики, содействие им в развитии международных связей, подготовке и осуществлении мероприятий международного характера и другие вопросы.